Россия

... Лучшего способа увидеть нашу страну, чем из окна поезда, пока еще никто не придумал. Мы с Машей решили отправиться из Москвы по Транссибирской магистрали до Владивостока, а затем, если получится, уже оттуда полететь на Сахалин и Камчатку.  Поездка по стране заняда чуть больше месяца.

...Билет от Москвы до Владивостока мы брать не стали, решив останавливаться по пути следования там, где захотим и на сколько захотим. Действуя спонтанно на свой страх и риск, мы ни разу не испытали серьезных проблем с тем, чтобы доехать до нужного места. За день через любую станцию на Транссибе проходит несколько поездов, так что достать билет всегда можно.

...Путешествуя по России, я обратил внимание, что часто  люди при встрече со стражем порядка  начинают интуитивно отводить глаза в сторону или смотреть в землю. Нечто подобное я наблюдал в странах Латинской Америки и Африки, но почти никогда не видел в европейских странах или в США. Наши, будто заранее знают, что в чем-то перед властью виноваты и, если государство захочет, то уж точно найдет к чему прицепиться. Это признак внутренней несвободы и отзвук жизни при тоталитарном режиме, как царском, так и псевдо-коммунистическом. Невольно вспоминается отечественная история с отменой крепостного права лишь в 1861 году: осуществление реформ Александра II началось не сразу и продлилось (с большими оговорками) до 1917 года, когда Россия попала в другое «рабство». Так что период «выдавливания из себя по капле раба» закончился, как говорится, не начавшись.

...Билеты до Новосибирска на поезд «Сибиряк» нам удалось купить за пять минут до отхода без каких-либо проблем. В соседнем купе  ехал  швейцарец, заплативший,  с его слов, уйму денег за поездку до Байкала. Я спросил его, не страшно ли ехать одному. Он сказал, что чувствует себя в полной безопасности, поскольку закрывает на ночь защелку в купе. А нам незадолго до этой поездки проводница поезда «Одесса-Москва» прочитала целую лекцию о том, как легко вскрывают такую защелку в купе специальным прутиком. Она по доброте душевной в целях безопасности советовала на ночь привязывать ручку двери веревкой. Следуя ее советам, перед путешествием по Транссибу веревкой мы запаслись, но воспользоваться не посчитали необходимым. Теперь в роли одесской проводницы выступил я, в шутку, но с серьезным лицом упрекнув его в легкомыслии: «Как же ты поехал в Россию и не взял с собой веревку?». После этого я любезно отдал ему свою. Встретив нас  следующим утром в коридоре, он поблагодарил за веревку, но признался, что всю ночь не спал. Не придумав ничего лучше, он привязал ее к руке и всю ночь дергался от любого шороха. В Новосибирске швейцарца прямо на перроне встречал ансамбль русской народной песни и пляски из пяти человек (это было частью программы, оплаченной им еще до приезда в Россию), так что, надеюсь, та бессонная ночь осталась худшим эпизодом  его путешествия.

...Мы живем в стране с холодным северным климатом. Многие наверняка со мной не согласятся, но я уверен, что благодаря этим суровым природным условиям возникают  здоровые предпосылки для  развития у нас высокотехнологических отраслей;  чем благоприятнее климат, тем люди расслабленнее: достаточно воткнуть палку в плодородную землю, и она прорастет, следовательно, пропитание будет обеспечено. А когда урожай не гарантирован: насколько он будет богатым, зависит от природы в не меньшей степени, чем от тебя самого, то человек вынужден огромное количество сил тратить на созидание и сохранение плодов своего труда. Так что предпосылок для развития отраслей, где добавленная стоимость создается за счет интеллектуальных усилий, у нас побольше, чем в странах с теплым мягким климатом.

...Последние годы благодаря росту цен на сырье экономика России росла, государство крепло и требовало подобающего к себе отношения в мире, часто в достаточно агрессивной форме. Слабая Россия устраивала многих куда больше. Однако подлинно сильное государство чувствует свою ответственность перед другими, перед будущим и умеет проявлять сдержанность даже в тех случаях, когда может насильно навязать свою волю. Именно такой хочется видеть Россию и в будущем.

... Я влюбился в Алтай с первого дня. Мы постоянно держали окна номера открытыми, засыпая под звуки реки Чемал, впадающей неподалеку от гостиницы в Катунь. Каждый день этот чудесный край дарил нам новые яркие впечатления: прогулки в горы с их потрясающими видами; походы к рекам, которые надо переходить по бревнышкам; зеленые пахучие луга.

...На Алтае нам рассказали про одного столичного гостя, который ежегодно останавливается на Телецком озере вместе с семьей. И каждый день на протяжении всего отпуска он по утрам уходит далеко-далеко по берегу озера один. Однажды, рассказывал наш знакомый, он пошел за гостем. Его постоялец сидел на берегу возле кучки камней, бросал их по одному в озеро и наблюдал, как расходятся круги по воде. Заметив, что за ним наблюдают, гость замахал руками местному пареньку, чтобы тот уходил, не мешал. А вечером объяснил суть ритуала заинтригованному хозяину: оказалось, он целый год ждет этой поездки на Алтай, чтобы, покидав в воду камушки и понаблюдав за расходившимися от них кругами, избавиться от всех накопившихся за год негативных эмоций.

...Бурятия для нас стала настоящим открытием во время путешествия. Самое сильное впечатление осталось от Иволгинского дацана — главного российского буддийского духовного центра и монастырского комплекса, расположенного в 35 километрах от Улан-Удэ.

...Во Владивосток мы приехали накануне дня Военно-Морского флота. Я и не подозревал раньше, что в городе этот праздник отмечают с таким размахом. Наша гостиница была не самой лучшей в городе, но из комнаты открывался вид на проплывавшие мимо корабли гордость российского тихоокеанского флота. Оттуда мы и наблюдали парад кораблей.  Весь город гулял, на набережной играл оркестр, не думаю, что где-то еще в России день ВМФ отмечают с тем же воодушевлением, как в портовом Владивостоке, хотя жители Питера или Мурманска, наверное, со мной здесь не согласятся. И опять мы с Машей обратили внимание на море китайских туристов; почему-то я ожидал увидеть среди иностранцев и японцев, и корейцев, но и в толпе туристов большинство было из КНР.

... На Камчатке мы провели всю последнюю неделю путешествия по России. Сказать, что Камчатка красива ничего не сказать.  Это одно из красивейших мест в мире, куда можно приезжать круглый год

... Навсегда запомнилась поездка на Охотское море. Огромный пустынный берег, красивейший закат и рыбаки, которые тянут из моря сети с рыбой. Старик, мужчина средних лет и пацан на вид лет 14 тянули сеть руками, как это делали их деды и прадеды лет сто назад. Наш водитель купил у них за сто рублей целое ведро рыбы, и рыбаки были этому безумно рады. Поражало ощущение гигантского пространства с  нетронутой природой на Камчатке на каждый квадратный километр приходится меньше одного человека жителей. Зато красот неописуемое количество.

... На обратном пути из Долины Гейзеров пилота вертолета попросили приземлиться на кратере одного из вулканов, распростиравшегося под нами внизу. Сели на кромке с третьей попытки оказалось, что пилот приземлялся таким образом впервые, поскольку приземляться на вулканах очень опасно. Хорошо, что сообщил он это присутствовавшим на борту дамам уже после возвращения в Петропавловск. А тогда, стоя на краю кратера вулкана, я чувствовал, как ноги медленно-медленно утопают в слое мягкого пепла. Мне не посчастливилось быть на Луне, но кажется, что ощущения могли быть сходными: как будто стоишь на воздушной подушке и при каждом шаге как бы подпрыгиваешь вверх. И хотя эта наша посадка была сопряжена с небольшим риском, мы с Машей не жалели о ней ни минуты:  с кратера вулкана открывались такие красоты, которых иначе никак не увидишь. Когда заглядываешь внутрь вулкана, видишь кислотное озеро какого-то совершенно мультяшного бирюзового цвета. Безумно красиво!